На базе Детской школы искусств поселка Тульского шесть лет назад был создан хореографический коллектив «Гунэс». За это время юные танцоры неоднократно становились победителями и призерами муниципальных творческих конкурсов и участниками концертов районного и республиканского уровней. В арсенале коллектива — национальные кавказские танцы, для каждого из которых необходим свой костюм с национальным колоритом. О том, как соединить удобство и традиции, насколько стилизованы танцевальные костюмы и как исторически одевались адыги, в преддверии Дня адыгского национального костюма, который отмечается 28 сентября, рассказала художественный руководитель ансамбля «Гунэс» Тамара Калабиева.
— Тамара Довлетчериевна, охотно ли дети надевают национальные костюмы?
— Шестиклассники, которые сейчас выступают в ансамбле, пришли сюда еще в первом классе. Не все девочки и мальчики изначально понимали, как выступать в национальных костюмах, но за 6 лет благодаря регулярным репетициям и выступлениям они полюбили традиционную одежду народов Кавказа. Мы не заставляем их носить черкеску или сае. Перед первой примеркой мы рассказываем ребятам о значении и функции каждого из элементов наряда, объясняем, как эту одежду носили раньше и как правильно в ней двигаться. Рассказываем мы ребятам и о том, какой образ они несут — гордого горца, смелого адыга или нежной адыгской девушки.
Национальный костюм — это история, передающаяся испокон веков. Раньше в таких костюмах люди ходили на охоту, праздники и выходили в свет.
— Национальную одежду нужно уметь носить. Как вы учите этому детей?
— Конечно, в традиционной одежде особая стать. Например, женский и мужской костюмы у адыгов учит следить за осанкой, держать голову и руки в правильном положении. Каждая составляющая костюма отвечает определенной функции. Например, пояс формирует у парней и девушек ровную осанку, подчеркивает стройность и статность фигуры.
Главное в повседневном наряде адыга — практичность и удобство. Мальчиков мы учим надевать черкеску — сначала идет рубашка, которая обязательно затягивается сзади и подчеркивает подтянутый корпус. Рукава опускаются для того, чтобы их можно было поднять. Дальше надевается верхняя часть, сама черкеска. Ремень застегивается, когда все атрибуты костюма надеты. В завершение надевается головной убор.
Во все времена тонкая талия черкешенки была предметом гордости кавказских девушек. Для создания такой фигуры девочек с детства приучали носить костюм так, чтобы его корсет плотно прилегал к телу и формировал тонкую талию.
— Человек, надевая национальный костюм, становится ближе к своим обычаям и традициям. Как через одежду можно привить детям любовь к истории своего народа?
— Адыгский (черкесский) костюм — это отражение истории народа и его мировоззрения. Во все времена он подчеркивал характер горца и соответствовал эстетике его жизни. На мужчинах — черкеска, бешмет, шаровары, шапка, папаха, башлык, пояс, кинжал, бурка.
Женский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Он включал: верхнее платье — сае, нижнее платье — джанэ, короткий кафтанчик — кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф — шъхьатехъу, пояса — бгырыпх, который надевался поверх платья. Праздничный костюм адыгов отличался от будничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт были традиционными. Особым украшением адыгского костюма были элементы золотошвейного искусства — сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. В любом костюме обязательно присутствовали шапка, пояс, нагрудник и вышивка ручной работы.
Адыгу очень важно не уронить головной убор, ведь это символ его чести и достоинства. У адыгов если упала шапка, то это будто голова упала с плеч.
— В репертуаре ансамбля «Гунэс» есть танцы многих кавказских народов — армянские, дагестанские, чеченские и, конечно, адыгские. Для какого танца самый детализированный костюм?
— Особое место в нашей программе занимают танцы исламей и зафак. Самый детализированный костюм как раз для зафака. Традиционно это некий способ девушкам и парням встречаться на народных празднествах, своеобразный способ познакомиться друг с другом. Это статичный, княжеский танец, исполняется он на пальцах, медленно и грациозно. Для зафака характерны тяжелые, бархатные костюмы. Спину девушек прикрывает шаль. У мужчин классическая черная черкеска, вышитая серебром, и серебряные газыри с поясом.
Костюм дополняет обувь — так называемые ноговицы или ичиги, имеющие форму сапог, с мягким носком и внутренним жестким задником.
Также ребята надевают чувяки — кавказскую мягкую кожаную обувь без каблуков, предназначенную для долгих хождений по горам, верховой езды и танцев.
В ней легко становиться и на пальцы, и на полупальцы, мягко танцевать и легко двигаться.
У исламея манера исполнения умеренная, воздушная, грациозная. Его танцуют на высоких полупальцах.
Костюмы соответствующие. У девочек белые сае с тюльками, которые придают воздушность и легкость при каждом движении. Тюлька — широкие рукава, которые прикрывают пальцы девочек.
Обязателен для женского костюма и головной убор — куполообразная шапочка, тоже с тюлевым платком, для эффекта подвижности.
Танцуем мы и зыгъэгус — молодежный, шутливый и радостный танец. Это игровой танец, подвижный. Костюм для него укороченный, чуть выше щиколотки.
Для горского танца костюмы совсем другие. Это традиционный для всех горских народов танец, символизирующий процесс охоты в горах.
У нас в ансамбле его исполняют и мальчики, и девочки в красных черкесках и белых пушистых папахах.
Красный цвет первоначально связан с процессом охоты, а белый символизировал чистоту и опрятность горца даже во время охоты.
Обязательным был и теплый головной убор, и, конечно, чувяки, которые позволяли бесшумно ступать по горной поверхности.
Отличалась одежда и по сезонам. Вместо зимних пуховиков горцы носили башлыки на плечах, чтобы башлык можно было снять при первой необходимости.
— Костюмы, которые вы используете для танцев стилизованные или полностью повторяют национальный костюм?
— Конечно, мы стараемся повторить все традиции национального костюма, например, оставляем длину рукава, который должен закрыть пальцы.
Вместе с этим мы понимаем, что для танца некоторые элементы костюма можно модернизировать — например, укоротить длину подола так, чтобы он закрывал колени, но не сильно мешал двигаться или облегчить рукава. Общим остаются серебряный пояс, нагрудники, шапочка.
— Как пополняется гардероб ансамбля? Сколько времени занимает пошив одного костюма?
— Национальные костюмы в целом очень сложно шить. Этим должен заниматься специалист по культуре и истории народов Кавказа, и в то же время нужно знать технику исполнения кавказских танцев, понимать, как облегчить костюм для танца, сохранив его традиционность — швея видит, где опустить пояс, насколько укоротить длину, как сделать так, чтобы в костюме было удобно поднимать руки. Обязательно нужно помнить о правильной цветовой гамме и узорах для каждого наряда.
Каждый костюм шьется по индивидуальным меркам примерно две недели.
Обязательно в ношении костюма бережное отношение к вещам, ведь испорченный костюм — это неуважение к себе, своему телу, традициям и истории, а костюм несет историю всего народа.