Стаж педагогической деятельности воспитателя филиала Центра развития ребенка — детского сада № 2 «Жемчужинка» Ирины Черкашиной насчитывает 30 лет.
В преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников, который отмечается 27 сентября, о своем пути в профессию и тонкостях работы с детьми, она рассказала корреспонденту «Маяка».
Выбор профессии
На этапе окончания школы в хуторе Гуляй-Борисовка в Зерноградском районе Ростовской области Ирина мечтала работать библиотекарем, с документами в архиве. Даже книги подписывала по библиографическим правилам. Потом задумывалась над профессией агронома-семеновода — в колхозе была хорошо налажена профориентация. Тем более что каждое лето с 5-го по 9-й класс она была помощником семеновода. После, поскольку училась хорошо, ей предложили поработать пионервожатой в летний период в колхозном лагере. Решила попробовать.
Первым ее отрядом стали малыши, которые готовились к поступлению в первый класс. Ирина поняла, что работа с детьми вдохновляет ее, в числе приоритетов стала рассматривать и профессию педагога. Считает, что за нее сделали выбор высшие силы — буквально за пару месяцев до выбора института для поступления у Ирины развилась сильная аллергия на старую книжную и растительную пыль. Поэтому она пошла учиться в Таганрогский педагогический институт на учителя начальных классов. Во время учебы встретила свою судьбу. Будущий муж Андрей получал профессию в радиотехническом университете. С ним Ирина и переехала в 1994 году в Адыгею, к его родственникам.
Педагог и воспитатель
Первым местом ее работы стала школа № 4 в поселке Победа Майкопского района, где она набрала первый класс. Потом родился сын Григорий, и Ирина ушла в отпуск по уходу за ребенком. А в 1997 году, когда сын пошел в детский сад в поселке Тульском, она устроилась туда воспитателем. Спустя два года в семье Черкашиных родилась дочь Анастасия. Был небольшой перерыв в педагогической деятельности, но Ирина все равно вернулась в детский сад. Говорит, что душой стремилась к малышам.
— Я устроилась работать воспитателем — сейчас это основной корпус Центра развития ребенка — ДОУ № 2 «Жемчужинка». Потом — в саду в поселке Совхозном, в ДОУ № 3 в поселке Тульском. А когда построили здание филиала ДОУ № 2, перешла в новую группу, — делится Ирина Черкашина.
Она победитель и призер районных профессиональных конкурсов в 2010-м и в 2018 году соответственно. Представляла свой опыт в экспериментировании в детском саду, дидактические игры на развитие умственных способностей.
Среди ее наград — грамота Министерства просвещения РФ в 2023 году, ведомственные республиканские награды.
Воспитанники
Сейчас у Ирины во второй младшей группе, где она работает с воспитателем Ириной Смертиной и младшим воспитателем Ириной Мартыненко, 21 ребенок. Когда мы зашли в группу, чтобы сделать фото, дети сразу живо заинтересовались происходящим и с радостью позировали для фото вместе с любимым воспитателем.
— Начинается этап в моей работе, когда дети, которые ходили ко мне в группу, приводят уже своих сыновей и дочерей. Но они не всегда помнят меня, больше, конечно, их мамы, сейчас уже бабушки. Мне всегда интересно, чего смогли добиться мои воспитанники. В поселке Совхозном мы выпускали детей каждый год. Там были сформированы разновозрастные группы. А вот ребята из моего первого выпуска, которых я вела все пять лет, уже окончили одиннадцатый класс. Второй выпуск — в седьмом классе, третий — во втором, — рассказывает Ирина Черкашина.
О сложностях
На занятиях ребята 2-й младшей группы уже вовсю себя проявляют, любят играть, рисовать. Воспитатель говорит, что особенно нравятся им физкультура и музыка. Тем более сейчас в здании есть просторные залы с современным оборудованием. А самым непростым этапом, по словам Ирины Черкашиной, стало приучение малышей к горшку.
— Подгузники — дело удобное, но необходимо приложить немало усилий, чтобы малыш стал в этом вопросе более самостоятельным, — отметила Ирина Черкашина.
Она также дала совет родителям — обращать внимание на потребности своих детей, чутко реагировать на их желания и умения, проявляющиеся с ростом и развитием.
— Пусть даже это не всегда комфортно. Дети дают нам понять, что они хотят, а наше дело — помогать им развиваться, формировать навыки, не стоять на месте. Во всех вопросах мы также взаимодействуем с родителями. Они у нас очень отзывчивые, — сказала воспитатель.
Тонкости работы
В настоящее время дошкольное образование проходит в соответствии с государственными стандартами. Перспективное планирование выстраивается на основании федеральной образовательной программы дошкольного образования, принятой два года назад приказом Минпросвещения РФ. Кроме того, в детском саду работают логопеды и дефектологи, которые занимаются с ребятами, развивают речь, формируют правильное произношение звуков. Также при необходимости организуют инклюзивное образование. Для этого заведующая ДОУ № 2 Светлана Дроздова выстраивает работу с республиканскими и муниципальными специалистами. Сформирована в детском саду богатая библиотека с методической литературой, опирающейся на последние разработки и исследования педагогов и психологов.
— В моей группе был ребенок с аутистическими особенностями. Мы постарались создать для него комфортные условия. Наблюдали за его поведением, узнавали, что он хочет, аккуратно нацеливали на развитие. Консультировались с нашим методистом Еленой Русаковой и старшими воспитателями Людмилой Жуковой и Татьяной Темчук. Работали вместе с мамой. Успехи стали видны, это очень вдохновило нашу сплоченную команду. За три года ребенок стал доверять нам, наравне с детьми из группы выступил на выпускном празднике, — рассказывает Ирина Черкашина.
О планах
Впереди у нее множество профессиональных планов. Каждый день воспитателя проходит как новый этап самообразования. Она советует своим коллегам никогда не останавливаться, быть открытыми всему новому и заботиться о своих воспитанниках как о собственных детях.
— Моя профессия — это не просто психология и педагогика. Без любви к детям не сработают на 100 процентов никакие методики. Я много раз думала: «Вот выпущу группу и уйду»... Но каждый раз вновь набираю новых малышей и приступаю в работе как будто с чистого листа — новые дети, новые родители, новые планы, — сказала в завершение нашей беседы Ирина Черкашина.