По печоринским местам

Окончание. Начало в №80-81 от 17.07.2021 г. и №82 от 21.07.2021 г.

Крепость на Дегуакских полянах

Последующие события в серии «Бэла» развернулись на обширных Дегуакско-Даховских полянах. Туда мы попали, проехав от Хаджоха по трассе в сторону села Хамышки около 18 километров, затем от базы отдыха «Горная деревня» перешли через бурную реку Белую по длинному стометровому подвесному, на металлических тросах, мосту. Это место примечательно тем, что ранее здесь находилось порядка 200 дольменов и курганов, в подавляющем числе уничтоженных во второй половине 20-го века в результате необдуманной человеческой деятельности.

Раньше «домики карликов», так их величали адыги, были расположены на грядообразных и курганных искусственных поднятиях, выполненных из гравия и речной гальки. Местные дольмены были сложены из плит песчаников, песчанистых известняков и ракушечников. Впервые в 1877 году эти мегалитические сооружения исследовал выдающийся кубанский ученый и общественный деятель Евгений Дмитриевич Фелицын, оставивший зарисовки исчезнувшего с лица земли уникального дольмена-полумонолита корытообразной формы, у которого дно и стены были вырублены из одной каменной глыбы. Спустя два года — в 1879 г. Дегуако посетил известный французский учёный Эрнест Шантр, сделавший зарисовки дольменов и пытавшийся проводить аналогии с европейскими мегалитическими постройками.

При исследовании каменных сооружений на этой поляне в 1967 году археолог В.И. Марковин обнаружил фрагменты черно-глиняных и серо-глиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы, около 3 тыс. фрагментов керамики, множество различных предметов, таких как, литейная форма, обломки льячек, кремневые вкладыши для серпов, наконечник стрелы, мотыги, а также терочники, 19 курантов — каменных инструментов, используемых для растирания или точения различных веществ (красок, минералов) и другие орудия.

Именно на Дегуакско-Даховской поляне, в единственном месте на всем земном шаре, в ходе археологических раскопок были обнаружены остатки глинобитной медеплавильной печи и застывшие на обломках льячек-тигельков позеленевшие от времени капельки бронзы, благодаря чему удалось изучить ее химический состав. По сохранившимся древесным уголькам ученые датировали время создания мегалитов, приземистых менгиров — вертикальных камней высотой 2,5 метра, и древней стоянки Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетий до н.э.

Здесь 16 лет назад была возведена главная декорация «Героя нашего времени» — крепость с видом на гору Трезубец, где проходили основные съемки серии «Бэла».

 Выходим на поляны. От былых декораций не осталось и следа. Несмотря на это, невольно вспоминаем кадры из фильма. Печорин решил сыграть на страсти Азамата и помог ему умыкнуть из крепости коня, куда приехал Казбич. Взамен офицер заполучил его сестру. В след за этим последовала цепь роковых событий. Узнав чьих рук это дело, Казбич, до безумия любивший Бэлу, ценивший ее красоту и происхождение, решил отомстить её семье за потерю Карагеза. След Азамата простыл, поэтому коварный абрек объектом своей мести выбирал её отца и, выследив, убил его. А затем похитил вышедшую погулять за крепостные ворота Бэлу, которая к тому времени наскучила Печорину, как-то невольно бросившему: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше нежели она».

Попытка Печорина вырвать девушку из цепких рук похитителя привела к трагедии. Казбич, дабы не оставлять её преследователям, в приступе ярости пронзил Бэлу кинжалом.

В чарующих местах

Перед уходом еще раз окидываем взором просторные поляны, вдоль которых в Гранитном каньоне на протяжении многих тысячелетий бурлят и кипят, как человеческие страсти, воды гордой реки Белой, а с другой стороны прямо в небосклон упираются скальные отроги хребта Азиш-тау.

Так кем же был герой нашего времени, фильм о котором, впервые вышедший на экраны в 2006 году, был снят в таких чарующих душу местах, и который мы вновь смогли  посмотреть на канале ОТР в апреле нынешнего года? Ответ находим у главного «сценариста» — М.Ю. Лермонтова, опубликовавшего роман в 1840 году.

В письме к возлюбленному Печорину замужняя дама Вера, единственная из всех проникшая в тайные уголки души  главного героя, написала: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

И, напоследок, в своем глубоком и мудром произведении М.Ю. Лермонтов мимоходом просто и доходчиво объяснил, почему многих людей, к числу которых причисляет себя и автор этих строк, так манит природа, заставляя нести в горы тяжелые рюкзаки на плечах, на время оставляя тепло и уют домов: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять».

Александр СИЛАЕВ.  

Читайте также: