По печоринским местам

Продолжение. Начало в №80-81 от 17.07.2021 г.

На черкесской свадьбе

Находясь среди высоких скал, окаймляющих озеро, вспоминаем кадры из фильма, когда Печорин впервые встречается взглядом с 16-летней Бэлой, дочкой мирного князя. Неожиданно она подходит к нему и поет песню, где были такие слова: «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройней их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду». Но то, что поет Бэла — это не какая-то уже известная песня, а ее импровизация. Искусство импровизации всегда ценилось и считалось особым даром в горских обществах.

Бэла, обращаясь к Печорину, дает ему понять, что тополю «не цвести в нашем саду», т.е. говорит о невозможности их отношений. Она понимает, что молодой русский офицер из другого мира, что горское общество не примет чужаков, которые могут взорвать мирное течение их жизни. Девушка осознает, что она — мусульманка: «Я хочу умереть в той вере, в которой родилась», — скажет на смертном одре, когда незадолго до этого ее пронзил кинжалом Казбич, мстя за украденного ее братом Азаматом коня Карагеза. По исламу женщина не может соединять свою судьбу с иноверцем.

Зачем же Бэла поет об этом и дает понять о своих чувствах Печорину? Зачем княжеская дочь, воспитанная на четких представлениях о том, что такое княжеское чувство собственного достоинства, сама подошла к незнакомому мужчине, и в иносказательной форме, в традициях своей культуры, в окружении ее родственников выразила свою симпатию? Один из литературных критиков предположил, что, возможно, Бэла дала понять Печорину, что не против быть похищенной. Тем более, она говорит о том, что «с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне, и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления».

Таким образом, кадры, отснятые в живописном месте у озера, послужили прологом к последующим событиям. Здесь же во время зрелищного, незабываемого эпизода — купания в озерных водах черкесского коня сын князя, еще совсем мальчишка, Азамат, желавший пойти на что угодно, даже на похищение собственной сестры Бэлы, чтобы в обмен за нее заполучить Карагеза, слышит категорический отказ от его хозяина Казбича. Любящий девушку горец презрительно оттолкнул от своего четвероногого друга несносного парнишку. За этой сценой, свершившейся поздно вечером, тайно наблюдал Печорин, которого поразила главная идея увиденного: «Княжну — за коня!».

Кстати, на чувства горца к девушке обратил внимание и Максим Максимыч. В отснятом в Каменномостском эпизоде свадьбы он говорил: «Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной; из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича».

По воспоминаниям местного краеведа, автора нескольких книг, почетного гражданина МО «Каменномостское сельское поселение», бывшего учителя географии местной школы № 7 Анатолия Сергеевича Кукушкина, где он трудился 35 лет — с 1965 по 2000 год, день съемок выдался достаточно прохладным.

— Снималась сцена свадьбы. Замерзли местные зрители, одетые в теплые осенние куртки. Некоторые из них с утра уже были здесь, но не уходили, так как было интересно. Проголодались лошади, задействованные на съемочной площадке. Так и норовили ухватить шершавыми губами пожухлую осеннюю травку. Вот артисты готовятся к новому дублю, поправляют сценические костюмы — амуницию, греют озябшие руки у костра, — написал краевед в короткой заметке, опубликованной в газете «Маяк» 11 ноября 2005 года. —  Неожиданно ко мне подбежала одна девушка и попросила сфотографировать ее с артистом. Не успел я опомниться, как она уже стояла с Печориным — Игорем Петренко. Известный актер как истинный джентльмен, улыбнулся и подвинулся поближе. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Есть! У девушки останется память на долгие годы о незабываемых съемках в горах! Несколько мгновений спустя режиссер Александр Котт подал команду «Мотор!», и съемки продолжились».

Александр СИЛАЕВ.

Продолжение следует.

Читайте также: