В защиту прав предпринимателей

Бизнес и право

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

В соответствии со статьей 13 срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятий в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней. В отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако если ваша деятельность ведется в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ростехнадзора;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении меро-приятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим федеральным законом;

3)знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом — в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

В 2019 году вступили в силу поправки в ряд законов, подготовленные Правительством РФ, предусматривающие продление надзорных каникул для субъектов малого предпринимательства. Ранее малый бизнес не привлекался к административной ответственности и был освобожден от плановых проверок до конца 2018 года, в настоящее время срок продлен до конца 2020 года. Исключение составят проверки лицензируемых видов деятельности, опасных производств и аудиторских организаций. 

Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь в оказании содействия в восстановлении ваших прав, нарушенных в результате действий (бездействий) государственных, муниципальных органов и должностных лиц, обращайтесь к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея — Зафесову Владиславу Гучевичу, тел.: 8 (8772) 56-10-27,   8 (8772) 56-10-28, е-мailbiznespravo-ra@mail.ru.

Е. Бельский,

заместитель руководителя

управления экономического

развития и финансов

администрации

МО “Майкопский район”.

Читайте также: